Северная Америка

5 выдающихся шедевров Марка Ротко в пяти музеях

25 сентября 2013   Автор: Вячеслав Горовец Перейти к статьям автора

Сегодня исполнилось 110 лет со дня рождения знаменитого американского художника литовского происхождения Марка Ротко. В честь этой даты мы решили рассказать о пяти его знаменитых шедеврах абстрактного экспрессионизма и о музеях, где их можно увидеть.

Chjornoe na tjomno-bordovom

«В башне», Часовня Ротко, Хьюстон, США

Chasovnja Rotko

Когда посетители заходят в так называемую Часовню Ротко и видят одну из прославленных его работ, они обычно задаются вопросом: «а где, собственно, картины-то?» Серия девственно чёрных полотен, собранных в импровизированную инсталляцию «В башне», действительно не сразу бросаются в глаза – три стены главного зала галереи занимает триптих, а на остальных пяти – по одному полотну. Все картины совершенно чёрные, что по замыслу автора вроде как должно имитировать состояние человека, запертого в башне и смотрящего ввысь.

Chasovnja Rotko

Сама Часовня Ротко, понятное дело, к культовым сооружениям никакого отношения не имеет. Это центр международного художественного, религиозного и философского диалога, выставочный и конференц-зал, арена для всего, что относится к культуре как таковой. Построенная уже после смерти Ротко, она видела немало именитых персон (например, Нельсона Манделу), а на постоянной основе хвастается работами Марка и скульптурой «Разбитый обелиск» Барнетта Ньюмана.

«№61», Музей современного искусства, Лос-Анджелес, США

№61

Наряду с картиной «Белый центр», до сих пор держащей рекорд по сумме, вырученной на аукционе (почти 73 миллиона долларов), эта работа, известная ещё и под названием «Ржавый и синий», является одним из самых известных и характерных работ позднего периода. Написанная аккуратно перед тем, как на Ротко свалился успех вместе с международным призванием, она, в отличие от «Белого центра», доступна для осмотра всем желающим.

Muzej sovremennogo iskusstva, Los-Andzheles

Увидеть картину можно на выставочных площадях Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, который является одним из лучших и популярных галерей Соединённых Штатов. Экспозиция этого комплекса искусств, привлекающая сотни тысяч туристов ежегодно, бесспорно стоит того, чтобы оказаться в их числе – кроме Ротко здесь можно увидеть таких мастеров американского и европейского современного искусства, как, например, Сэм Фрэнсис, Сьюзен Ротенберг и Джулиан Шнабель.

«Чёрное на тёмно-бордовом», Tate Modern, Лондон, Англия

Chjornoe na tjomno-bordovom

Начало конца Марко Ротко. «Чёрное на тёмно-бордовом» стало одной из первых его работ, покосившихся в сочетания исключительно мрачных цветов, отражающих нарастание затяжной депрессии автора. Сам художник в качестве источника вдохновения для этой картины, которая первоначально писалась для нью-йоркского ресторана «Четыре сезона», называл Микеланджело. Контекста, а, следовательно, и зрительского интереса ей всего год назад добавил польский эмигрант и художник Ежи Уманец, написавший на полотне краской свое имя и число «12». «Я не вандал. Искусство позволяет нам взять то, что уже кто-то сделал, и создать новое прочтение этого», - оправдывался он перед судом после задержания, но служитель Фемиды такого искусства не оценил, «влепив» поляку 2 года тюрьмы.

Tate Modern

В настоящее время работа, приписанная к британскому музею Tate Modern, находится на реставрации, которая уберёт с полотна «прочтение» Уманеца и продлится еще примерно полгода. Поэтому желающим увидеть «Чёрное на тёмно-бордовом» придется потерпеть и довольствоваться остальной коллекцией лондонской галереи, которая может похвастаться произведениями Клода Моне, Аниша Капура, Барнетта Ньюмана, Анри Матисса и других авторов, привлекающих в Tate Modern почти 5 миллионов туристов в год.

«Четыре темные отметины на красном», Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США

Chetyre temnye otmetiny na krasnom

Ещё одна тьма в конце туннеля жизненного пути Ротко. «Четыре темные отметины на красном», созданные в том же году, в котором художник закончил «Чёрное на тёмно-бордовом», отмечают собой другое направление в его живописи – столь же мрачное, но несколько более яркое. Критики находят здесь влияние Джексона Поллока.

Muzej amerikanskogo iskusstva Uitni

Не преуменьшая значение Ротко, посетить нью-йоркский Музей американского искусства Уитни стоит далеко не только ради его одного. Уникальное здание авторства Марселя Бройера и Гамильтона Смита (его музей, кстати, покинет в 2015 году, отдав площадь не менее знаменитому Метрополитен-музею, переместившись по новому адресу), разместило на своей территории в буквальном смысле всю историю американского искусства, от Джексона Поллока и Луизы Невельсон до Томаса Бентона и Энди Уорхола.

«Без названия», Национальная галерея искусства, Вашингтон, США

Bez nazvanija Rotko

Это конец. Минималистический рисунок, ставший последним в карьере и жизни художника, сам Ротко охарактеризовал кратко: «Это о смерти». Примерно через месяц после окончания работы над картиной Марк вскрыл себе вены, а спокойное, даже умиротворённое полотно так и осталось без названия.

Nacionalnaja galereja iskusstva, Vashington

После смерти художника безымянная картина досталась Национальной галереи искусства, что украшает собой американскую столицу. Располагаясь на Национальной аллее, она предлагает всем желающим осмотреть свою внушительную экспозицию и прогуляться по саду скульптур совершенно бесплатно. Именно так, не заплатив ни цента, более четырёх миллионов посетителей галереи ежегодно становятся ближе к искусству, созерцая не только работы Ротко, но и единственное произведение Леонардо да Винчи на континенте и, скажем, уникальную комнату-инсталляцию Александра Колдера.

Автор: Вячеслав Горовец Перейти к статьям автора

Чтобы оставлять комментарии пользователь должен быть авторизован  
Ни одного комментария не было добавлено