Северная Америка

Как живут индейские семьи Панамы

08 декабря 2013   Автор: Вячеслав Горовец Перейти к статьям автора

Полигамия и матриархат, запрет на браки с иноземцами и свадьбы с разрешения всего племени, которые при этом не празднуют. Индейцы куна, гуайми и эмбера, живущие на территории Панамы, и в XXI веке чтят весьма необычные семейные традиции.

indejskie sem'i Panamy

Мимо архипелага, по которому расселено племя куна, проходит немало круизов, поэтому туристами эти индейцы давно обласканы. Кажется, что семейные ценности – это единственное, что под давлением внешнего мира не деградировало в их культуре, превращаясь в туристический аттракцион. Например, сайда – совет деревни, который составляет взрослое мужское население, – уже давно стал просто красивым церемониалом, хоть до сих пор и участвует в жизни индейцев, решая бытовые конфликты.

indejskie sem'i Panamy 1

С семейными традициями всё иначе. У куна до сих пор, несмотря на то, что сайду составляют мужчины, царит матриархат. Здесь девушки выбирают себе женихов, решают вопросы в домашнем хозяйстве и руководят семьёй. Они же и приносят большую часть денег в дом, продавая туристам собственноручно изготовленные сувениры и фотографируясь с оными за отдельную плату, а также занимаясь собирательством кокосов. Их мужья в это время или ловят рыбу, или находятся на «большой земле» в поисках сезонной работы.

indejskie sem'i Panamy 2

Кто-то, кто помоложе, покидает родные места навсегда, вливаясь в современное панамское общество, но только не женщины куна. Они до сих пор чтят запрет на брак с иноземцами и вообще редко когда покидают родные острова. Постоянно курящие трубку, с характерной чёрной линией ото лба до кончика носа, они – полноценные хозяйки на своей земле, так сказать, матери всего племени.

indejskie sem'i Panamy 3

Гуайми за свои традиции и привычный уклад жизни выстрадали немало: в середине прошлого века индейцев в Панаме старались ассимилировать, и хоть какой-то автономии они не имели. Но в конечном итоге внешнее давление только помогло им упрочить и пронести до сегодняшнего дня семейные связи. Не в самое лучшее для себя время мужчины гуайми трудились на банановых плантациях латиноамериканцев, поэтому, когда эта сфера в стране начала приходить в упадок, совместный труд ближайших и дальних родственников на одном участке земли стал единственным способом выживания для этого племени.

indejskie sem'i Panamy 4

Панамским властям не удалось искоренить у гуайми такой рудимент, как патриархальная полигамия. Правда, сейчас она встречается очень и очень редко – позволить себе иметь несколько жён могут только весьма состоятельные мужчины, а их число среди индейцев стремится к нулю. Интересно, что, несмотря на патриархальный уклад, первое время после вступления в брак именно жених переезжает в дом родителей невесты. Правда, там они живут не более года (но и не менее) – традиция обязывает.

indejskie sem'i Panamy 5

Также у них отсутствует традиция какой-либо свадебной церемонии – всё просто, так сказать, по-домашнему. В отличие от других племён Панамы, свобода при выборе спутника жизни у гуайми не в почёте: о браке договариваются отцы жениха и невесты. А дальше молодые начинают, как говорится, жить-поживать: мужчины сезонно трудятся за пределами дома, женщины ведут хозяйство и растят детей. Только делают это не на показ – гуайми привыкли надеяться только на себя, поэтому от туристов их жизнь зависит куда меньше.

indejskie sem'i Panamy 6

Индейцы племени эмбера ещё менее интегрированы в жизнь латиноамериканской культуры Панамы, даже несмотря на то, что, как и у других традиционных этносов страны, большая часть мужского населения занята сезонной работой на «большой земле». Изолированное проживание на территории государственного заповедника (из-за этого благополучие индейцев опять же прочно завязано на туризме – на их земле запрещено заниматься и земледелием, и животноводством) сделало их семейный быт только более аутентичным, отличным от традиций куна и гуайми.

indejskie sem'i Panamy 7

Фактически, каждая деревня эмбера – это одна большая семья; не первобытнообщинный строй, но что-то по аналогии с коммуной. Поэтому и вступление в брак (в одной деревне или между молодыми людьми из разных поселений) происходит, пусть и по добровольному решению, но с одобрения совета племени, в котором принимает участие всё взрослое население общины. Совместными усилиями соплеменников для молодых возводится собственное жилище, а новоселье превращается в яркий праздник с традиционными песнями и плясками, заменяя по сути своей свадебную церемонию.

indejskie sem'i Panamy 8

Не матриархат, как у куна, не патриархат, как у гуайми – в семьях племени эмбера действительно царит равноправие полов, исходящее из равноправия всех жителей деревни. И обязанности распределяются не внутри семьи, а, опять же, на совете племени: кто-то отправляется трудиться поближе к цивилизации, другие остаются, чтобы промышлять собирательством и рыбной ловлей, развлечением туристов и изготовлением традиционных сувениров, кого-то отряжают собирать лекарственные травы, кто-то является воспитателем «детского сада» всей деревни, кто-то обучает уже подросших детишек. Ведь совсем скоро – в 14-16 лет, – им придётся полноценно влиться в жизнь деревни, избрать спутников жизни и нести свои семейные традиции на фоне несущейся вперёд цивилизации.

indejskie sem'i Panamy 9

Автор: Вячеслав Горовец Перейти к статьям автора

Чтобы оставлять комментарии пользователь должен быть авторизован  
Ни одного комментария не было добавлено