Азия

Как живут маленькие буддистские монахи

21 марта 2014   Автор: Вячеслав Горовец Перейти к статьям автора

Если вы считаете, что монах в буддистском монастыре – это обязательно почтенный старец, ступивший одной ногой в нирвану, то мы расширим горизонты ваших представлений рассказом о том, как живут самые юные последователи учения Будды.

malenkie buddistskie monahiФото: Damir Sagolj, Reuters

Посвящение в послушники в буддизме начинается с бритья головы. В старинном монастыре Shin Ohtama Tharya, что вблизи Янгона, бывшей столицы Мьянмы, ждущие своей очереди на лишение волос ребята хранят то ли почтительное, то ли стеснительное молчание. После этой процедуры они будут уже не просто мальчишками, а настоящими буддистскими монахами. Правда, не навсегда – в зависимости от желания родителей, они проведут за стенами монастыря от нескольких звонких дней до множества долгих месяцев. Здесь считается, что каждый буддист должен побывать в монастыре два раза: сперва недолго, будучи юношей в возрасте от 10 до 20 лет, затем уже в любом возрасте, оставшись монахом навсегда. И если второму условию следуют далеко не все (на шестьдесят миллионов населения Мьянмы из которых почти 90% – буддисты, численность монахов составляет «всего» полмиллиона человек), то первое является, как минимум, желательным.

malenkie buddistskie monahi 0Фото: Damir Sagolj, Reuters
malenkie buddistskie monahi 2Фото: Damir Sagolj, Reuters

В маленькие послушники принимают не только в монастырях вокруг духовного центра страны (в Янгоне находятся такие святые для буддистов реликвии, как, например, огромная золотая ступа Шведагон, ступа Каба Эй, статуя лежащего Будды в павильоне Чаутхачжи пайя, ступа Суле с драгоценным волосом Будды), но и по всей стране, и за её пределами. Можно сказать, что монашеское удаление от мирской жизни для юных буддистов является своеобразным нахождением в детском лагере отдыха. Дни в стенах монастырей и за их пределами для маленьких монахов проходят примерно одинаково, существенно отличаясь от быта и досуга их взрослых «коллег». С последними мальчишки и юноши встречаются только в классах для занятий – в остальное время надсмотр за самыми маленькими послушниками осуществляют старшие товарищи, по каким-то причинам не попавшие в монастырь в свои десять лет. В учебных аудиториях послушникам рассказывают не только о пути Будды, но и читают курсы из школьной программы – монашеский статус не отменяет для мальчишек необходимости черпать знания не только о религии. Более того, занятия включают в себя очень важную для здешнего монашества составляющую социальной ответственности – буддистские монахи играют важную роль в гражданском обществе Мьянмы ещё с тех времён, когда страна носила название Британской Бирмы, после именно они организовали сопротивление в период военной хунты. И идеологическое, гражданское воспитание будущего поколения – миссия именно монастырей.

malenkie buddistskie monahi 3Фото: Damir Sagolj, Reuters
malenkie buddistskie monahi 4Фото: Soe Zeya Tun, Reuters

Но не только получением знаний единым живут день за днём маленькие буддистские монахи. Их будни также складываются из простых насущных дел и несения монашеской службы. Для того чтобы накрыть скромный монашеский стол (в пищу идут привычные для Мьянмы рис, лапша, курица, экзотика вроде воробьёв и насекомых, всё это запивается чаем), продукты следует сначала собрать. Традиционно рацион формируется из того, что жертвуют монахам местные жители, и маленьким послушникам вместе со взрослыми монахами приходится стоять с корзинами у стен монастырей, воздавая благодарность жертвующим пищу благословлениями. Это, а также приготовление пищи, мытьё посуды, уборка территории монастыря – ни в коем случае не проявления своеобразной "дедовщины", а важные элементы буддистского принципа полного вовлечения в действия. Всё оставшееся время уходит у мальчишек на медитации и монашескую службу –  послушники, например, ответственны за звон второго по величине колокола мира, знаменитого бронзового гиганта, установленного два столетия назад в городе Мингун, что близ Мандалая.

malenkie buddistskie monahi 5Фото: Soe Zeya Tun, Reuters
malenkie buddistskie monahi 6Фото: Soe Zeya Tun, Reuters

Если времяпрепровождение юных буддистских монахов в монастырях Мьянмы можно сравнить с отдыхом в пионерском лагере, то в соседнем Таиланде оно ассоциируется с детским лагерем отдыха и оздоровления. Даже организуется все иначе: здесь при монастырях находятся так называемые медитационные центры, в которые принимают всех желающих на какой угодно срок. Дети в них попросту проводят свои летние каникулы. И далеко не только мальчики (хотя юных послушниц с первого взгляда сложно отличить от юных послушников – головы при приёме здесь бреют вне зависимости от пола). Несмотря на название, быт и правила в подобных центрах мало чем отличаются от монастырских. Разве что питание у них серьёзно отличается в лучшую сторону: на столе можно найти даже японские суси или, например, сладкие десерты, которые являются непозволительным излишеством для взрослых монахов.

malenkie buddistskie monahi 7Фото: Damir Sagolj, Reuters
malenkie buddistskie monahi 8Фото: Damir Sagolj, Reuters

А вот от мытья посуды после каждого сеанса принятия пищи, уборки помещений и прочих насущных повседневных дел маленьких буддистов никто не освобождает. За этим и, разумеется, постоянными медитациями и проходят дни каникул в таиландских медитационных центрах при монастырях. И детям как в Таиланде, так и в Мьянме (не говоря уже об их родителях), такое времяпрепровождение приходится вполне по вкусу. Во всяком случае, поток желающих стать маленькими монахами в этих странах не ослабевает, даже несмотря на то, что достижения нирваны никто не обещает, а вот с кудрями расстаться придётся обязательно. В Южной Корее за такое даже борются – всего десять ребятишек могут попасть в ранг монахов сеульского монастыря Jogye на две недели в честь Дня Рождения Будды.

malenkie buddistskie monahi 9Фото: Soe Zeya Tun, Reuters

Автор: Вячеслав Горовец Перейти к статьям автора

Чтобы оставлять комментарии пользователь должен быть авторизован  
Ни одного комментария не было добавлено