Азия

Великий китайский канал: почти 2000 километров, вырытых вручную

24 декабря 2014   Автор: Андрей Горелик Перейти к статьям автора

Китайцы не чураются ручного труда и Великая Китайская стена не единственное тому доказательство. Сегодня мы расскажем о рукотворном судоходном канале, длина которого составляет 1800 км.

Великий китайский канал ― это судоходный канал в восточной и северной части страны, который берет начало в Пекине и заканчивается в городе Ханчжоу в провинции Чжэцзян, связывая реки Хуанхэ и Янцзы, а также русла Вэйхэ, Сышуй, Байхэ и несколько озер. Это самый длинный в мире рукотворный водный канал (около 1800 километров) и один из самых масштабных и крупных гражданских инженерных проектов, осуществленных до промышленной революции. На пике своего расцвета он состоял более чем из двух тысяч километров искусственных водных путей, которые связывали пять основных речных бассейнов Китая.

Канал был построен для того, чтобы транспортировать излишки зерна из сельскохозяйственных угодий речных долин Янцзы и Хуанхэ, чтобы накормить столичные города и армию северного Китая. В связи с тем, что реки Хуанхэ и Янцзы связывают только запад с востоком, было решено соединить юг и север с помощью канала. Была и другая причина: «Желтая река» Хуанхэ часто разливалась, что приводило к серьезным наводнениям. Поэтому, чтобы отрегулировать уровень воды, нужен был искусственный отвод.

С того времени канал стал играть важную роль в обеспечении торговли и культурного обмена между северными и южными районами Восточного Китая, и до сих пор используется в качестве основного средства сообщения.

Канал строился по частям в разные периоды, начиная с пятого века до нашей эры, но окончательный вид принял только в седьмом веке нашей эры, когда его расширили под руководством императора Ян династии Суй. Самая широкая его часть находится в Шанхае ― 350 метров, а средняя ширина ― около 30 метров. Императору Яну нужен был способ перемещения риса на северо-запад из плодородной области вокруг Янцзы, чтобы прокормить столицу и армии, которые постоянно сражались с кочевыми племенами.

Более трех миллионов крестьян принудили к работе под постоянным надзором военных. Чтобы закончить проект, потребовалось шесть лет, но, к тому времени, примерно половина крестьянских рабочих погибла из-за голода и тяжелой работы. Но после окончания всех страданий по каналу, наконец, стали перевозить продовольствие.

К 735 году почти 150 миллионов килограммов зерна стали ежегодно отправляться по каналу. Расцвету китайской экономики также помогли и другие товары: из центра на север перевозили рис, с востока поступал шелк, изделия из меди и рыба, с юга перевозили слоновую кость и драгоценные металлы.

Когда монгольская династия Юань (1271-1368) перенесла столицу Китая в Пекин, необходимость в том, чтобы канал достигал городов Кайфэн или Лоян, пропала. Поэтому Великий канал Китая укоротили на целых 700 километров.

В середине эпохи правления династии Мин (1368-1644) канал перенес капитальный ремонт, и в западной провинции Шаньдун появилось пятнадцать замков. К тому времени число транспортных лодок для армии выросло до 15 тысяч, на которых переправляли 160 тысяч солдат. Они вытаскивали загруженные баржи, когда это было необходимо.

Последующие меры по совершенствованию канала помогли правителям проводить экскурсии по проверке своих владений на юге, что позволило лучше контролировать царство.

Строительство канала привело к появлению многих инженерных инноваций. В 587 году инженером династии Суй были изобретены первые в мире ворота с замком для одной из частей канала на реке Хуанхэ. В 984 году транспортный комиссар изобрел первый шлюз ― гидротехническое сооружение для перехода судов между участками с разным уровнем воды, которое мы видим на современных каналах.

Когда стала доступна железная дорога, каналом постепенно перестали пользоваться, и он пришел в упадок.

Нынче судоходным является только участок от восточной столицы Ханчжоу до северного города Цзинин. Центральная и южная части все еще поддерживаются и используются в основном для перевозки угля из шахт в восточные провинции Шаньдун и Цзянсу. Другие участки Великого канала сильно загрязнены, а большая часть северной части практически полностью высохла.

Оригинал: amusingplanet.com

Автор: Андрей Горелик Перейти к статьям автора

Чтобы оставлять комментарии пользователь должен быть авторизован  
Ни одного комментария не было добавлено