Азия

Забытые памятники Самарры

23 августа 2014   Автор: Андрей Горелик Перейти к статьям автора

Самарра – небольшой городок в Ираке, бывший много веков назад столицей Аббасидского халифата. Затерянные в его пустынной глуши остатки величественных строений той эпохи – в свое время крупнейших сооружений исламской культуры – впечатляют до сих пор.

В 836 году из-за восстания в Багдаде халиф аль-Мутассим ибн Харун решил перенести столицу Аббасидского государства в более спокойное и уединенное место. В связи с этим в пустыне на восточном берегу Тигра, на расстоянии 138 километров от Багдада, началось строительство нового города – Самарры. За недолгих 56 лет, на протяжении которых здесь обитали халифы, прежде чем перенести столицу обратно в Багдад, было выстроено внушительное количество памятников, часть из которых сохранилась до наших дней.

Золотая мечеть Аскария – самый почитаемый объект среди шиитов, постройка которого датируется концом IX века. Это здание, служащее усыпальницей для двух имамов, изначально имело немного другой вид – 68-метровый золотой купол из 72.000 плиток был построен на его крыше уже в 1902 году. Вокруг него также есть стена, покрытая бледно-голубой плиткой. Мечеть была несколько раз повреждена терактами, но благодаря реставраторам снова приобрела свой обычный вид.

Невероятной популярностью пользуется и Великая мечеть с характерным спиральным минаретом. Главное здание некогда занимало площадь 38.000 квадратных метров и существовало на протяжении четырех сотен лет, пока не было разрушено монгольским ханом. Его стены были обшиты мозаикой темно-синего цвета, а внутренний двор окружала аркада. От самой мечети осталась только внешняя стена высотой десять и толщиной 2,65 метра с полукруглыми башнями, но когда-то здесь был молитвенный зал, рассчитанный на 10 тысяч верующих, и большой двор.

Долгое время мечеть считалась самой крупной постройкой исламского мира, а 52-метровый минарет аль-Малвия («Раковина улитки») даже не использовался по прямому назначению – для призыва верующих к молитве – из-за слишком большой высоты. Его конусовидная форма и спиральный пандус со ступеньками дают основание полагать, что архитектора вдохновил вавилонский зиккурат. Когда-то минарет связывал с мечетью арочный мост, а на самой его вершине была деревянная беседка, где отдыхал халиф.

Кирпичные стены аль-Малвии, как и многих других построек Самарры, принимают разные оттенки, в зависимости от солнечного света – от золотистого до розового. Эта огромная башня видна с расстояния десяти километров и является своего рода свидетельством стойкости ислама в этих местах. Немного позже появилась мечеть Абу Дулаф, которая отличалась от Великой мечети лишь размером и имела такой же спиральный минарет.

Самый первый дворец Самарры, Джаусак аль-Хакани, возведенный в 836 году, поражает своей сложностью и симметрией. На площадке шириной полтора километра были расположены парадные правительственные покои, гарем, казармы, бассейны, конюшни, сады, сокровищница, площади, подземные водосборные цистерны, парковые структуры и комплексы жилых помещений. Фасад состоял из трех частей, а прямо перед ним был расположен большой водоем. В гареме дворца были обнаружены росписи с изображением цветов, животных, охотников и танцовщиц.

Немного южнее находятся руины квадратного дворца Балькувара. В нем также сохранились фрагменты скульптур, росписей и орнамента. Ступеньки, ведущие к массивным воротам, за которыми скрывается сам дворец, поднимаются от самого берега Тигра. Внутри сооружения было несколько парадных залов, а сами помещения группировались вокруг внутреннего двора. Теперь на площади более двух с половиной квадратных километров можно обнаружить лишь руины. Между тем, оба дворца считаются самыми крупными в исламской архитектуре.

Древние постройки Самарры впечатляют своими масштабами и сложностью планов. Одна лишь главная улица, параллельная реке Тигр, имела ширину 100 метров. Эти и другие архитектурные сооружения эпохи Аббасидов (сорок два разрушенных дворца, мавзолей халифов, четыре мечети, восьмигранный купольный мавзолей Куббат ас-Сулайбия в северной части города) включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Автор: Андрей Горелик Перейти к статьям автора

Чтобы оставлять комментарии пользователь должен быть авторизован  
Ни одного комментария не было добавлено