Азия

Как выглядит железная дорога в сегодняшней Индии

12 января 2014   Автор: Вячеслав Горовец Перейти к статьям автора

Сомнительные реалии повседневности для местных жителей и удивительный туристический аттракцион – индийские железные дороги давно стали притчей во языцех, одним из фирменных ликов страны. Ликом, который может раствориться в истории.

zheleznaja doroga v segodnjashnej Indii

Вам случалось когда-нибудь летним утром брать штурмом тамбуры отечественных пригородных поездов в составе решительной когорты дачников? Так вот, для железных дорог Индии это разгрузочный день. Фотографии подвижных составов, крыши которых усеяны пассажирами, процедуры посадки на полустанке, когда путники с котомками в руках забираются в вагон через окна, давно покорили мир своим видимым трагикомичным безумием. Несмотря на то, что ситуация с пассажирскими перевозками по рельсам и шпалам в соседнем Бангладеш или в какой-нибудь Мексике выглядит ничуть не лучше, облепленные людьми поезда ассоциируются у нас именно с родиной Ганди. И, как это ни странно, такие ассоциации привлекают туристов – поездка от Мумбаи до Дели может стать действительно запоминающимся опытом, превратиться в россыпь ярких впечатлений. И это безумие может навсегда исчезнуть, если планы по модернизации железнодорожного сообщения индийских властей от и до воплотятся в жизнь.

zheleznaja doroga v segodnjashnej Indii 1
zheleznaja doroga v segodnjashnej Indii 2

Прозванная «спасательным кругом нации» благодаря повсеместному распространению, индийская железная дорога практически не менялась с колониальных времён. За последние шестьдесят лет протяжённость железнодорожных путей увеличилась менее чем на десять тысяч километров, на 15% примерно. Зато за это время здорово изменилась Индия, и теперь доставшейся от британцев транспортной системе, ветхой, устаревшей не только физически, но и морально, приходится перевозить 23 миллиона человек ежедневно. Одна Пригородная железная дорога Мумбаи доставляет до места назначения более шести миллионов человек в сутки. Описать это можно одним словом – коллапс.

zheleznaja doroga v segodnjashnej Indii 3
zheleznaja doroga v segodnjashnej Indii 4

В модернизацию железнодорожного транспорта в самое ближайшее время власти Индии планируют вложить внушительную сумму в десять миллиардов долларов. Средства пойдут, как декларируется, на улучшение комфорта и чистоты поездов. И вовремя. Изношенные вагоны здесь уже давно больше напоминают передвижные сараи с сидениями, причём их ещё катастрофически не хватает для того, чтобы покрыть спрос. Но это – как следствие, во главу угла индийское железнодорожное начальство ставит безопасность движения. И не зря, учитывая, что передвижение на поездах здесь ежегодно уносит жизни пятнадцати тысяч человек (местные СМИ называют эту печальную статистику не иначе как резнёй). Только на пригородных линиях Мумбаи каждый день вдоль путей собирают «урожай» из дюжины пассажиров, выпавших из переполненных поездов.

zheleznaja doroga v segodnjashnej Indii 5
zheleznaja doroga v segodnjashnej Indii 6

Немало страдает и диких азиатских слонов, которые околачиваются на рельсах с весьма плачевными для себя и поезда последствиями. Уменьшить количество людей и животных, гибнущих под локомотивами, должно оснащение нерегулируемых, несмотря на плотный трафик, железнодорожных переездов и введение скоростных ограничений на отдельных особо опасных участках. Сегодня, по крайней мере, на линиях в больших городах, в окнах вагонов стоят решётки, а на вокзалах людям не дают забираться на крышу. Но этих мер для безопасности пока явно недостаточно – индийцы продолжают висеть в дверях, между вагонами, перепрыгивают с поезда на поезд чуть ли не на ходу.

zheleznaja doroga v segodnjashnej Indii 7

Если реформы в пассажирских железнодорожных перевозках Индии пройдут успешно, то картинки с забитыми под завязку облезлыми вагонами могут уйти в прошлое. А могут и остаться – коррупция и бюрократия в этой стране, можно сказать, священны аки коровы. И, вполне возможно, вам и через десять лет удастся прокатиться с ветерком и адреналином в крови на крыше поезда по высокогорной Калка-Шимла.

Автор: Вячеслав Горовец Перейти к статьям автора

Чтобы оставлять комментарии пользователь должен быть авторизован  
Ни одного комментария не было добавлено