Южная Америка

Как проходит Карнавал чёрных и белых в Колумбии

26 января 2014   Автор: Вячеслав Горовец Перейти к статьям автора

Сегодня мы расскажем о колумбийском Карнавале чёрных и белых, ярчайшем событии, сплетающем традиции и современный городской формат в насыщенный праздник дружбы культур, про который знает непростительно мало потенциальных путешественников.

Karnaval chjornyh i belyh v Kolumbii

Карнавал чёрных и белых вполне можно назвать лучшим карнавалом, про который почти никто не знает. Ему далеко по части известности до Венецианского карнавала, а с карнавалом в Рио-де-Жанейро не тягаться масштабами празднества. Но по части интереса, который мероприятие, ежегодно проводимое в городе Сан-Хуан-де-Пасто (или просто Пасто), может вызвать у туристов, ему вполне по силам српавниться с «гигантами жанра». С каждым годом количество гостей далеко не только из стран Южной Америки, посещающих Карнавал чёрных и белых, увеличивается. Очень хотелось бы, чтобы этот процесс развивался в геометрической прогрессии. И вот почему.

Karnaval chjornyh i belyh v Kolumbii 1

По сути, начинается Карнавал чёрных и белых за неделю до своего официального старта: мероприятия, хронологически ему предшествующие, можно смело включать в основную программу, про что говорят и организаторы. И начинается он в прямом смысле с ведра холодной воды на голову. Им может оказаться «награждён» любой из участников или приехавших поглазеть на праздничное действо туристов. Так знаменуется День дурака. Стоит полагать, что в дураках окажется тот, кто простудится под этим душем на улице (зимой температура в этих местах редко превышает пятнадцать градусов Цельсия) и пропустит весь карнавал. Желанию местных жителей окатывать друг друга и всех, кто покажется подходящей мишенью, холодной водой не могут помешать даже коммунальные службы, предпочитающие перекрывать 28 декабря воду во всём городе из-за того, что под «душ» часто попадают те, кто просто гулял по улицам и совсем не желал вымокнуть.

Karnaval chjornyh i belyh v Kolumbii 2

Но на риск оказаться «мокрой курицей» пойти стоит, иначе как вы ещё сможете полюбоваться на искусные картины, нарисованные цветными мелками, которые оставляют на серых асфальтовых улицах города студенты факультета искусств одного из самых прогрессивных высших учебных заведений страны, именуемого Универсидад де Нариньо? Именно по этим рисункам 31 декабря проходят подошвы участников шествия на День старого года. Часть из них несёт самодельных кукол из старой одежды, бумаги и опилок, олицетворяющих старый год, другая, преимущественно мужская, шествует в женской одежде и париках, изображая из себя безутешных вдов уже умирающего года. В конце дня жюри выбирает лучшее кукольное воплощение уходящего времени, с которым и покончит огонь на площади Плаза-дель-Карнавал, дав старт праздничному фейерверку. И это только начало…

Karnaval chjornyh i belyh v Kolumbii 3

Карнавал чёрных и белых – это не только впечатляющее взор зрелище и отличный способ повеселиться, но и прекрасная возможность расширить свой кругозор, приобрести новый уникальный опыт, глубже понять сконцентрированные в этих местах народы. Ведь здесь в единое целое сливаются традиционные элементы культур народов Анд и Амазонии, европейских переселенцев горячих испанских кровей и потомков рабов с Чёрного континента. По сути дела, карнавал лишь венчает драгоценную корону мультикультурализма Сан-Хуан-де-Пасто и всей провинции Нариньо, являясь вполне осязаемым примером диалога культур города, который можно назвать космополитической столицей региона, эдаким южноамериканским Лондоном, только в пятнадцать раз меньше и скромнее.

Karnaval chjornyh i belyh v Kolumbii 4

Озвучивать свой диалог культур Карнавал чёрных и белых начинает сразу же со старта – ворота праздника открываются 2 января так называемым Парадом колоний, название которого, кстати, никого не смущает и не кажется никому оскорбительным. Это колоссальная ярмарка искусств с демонстрацией культурного достояния народов региона, накопленного долгими столетиями. Традиционная музыка, национальные танцы и работа мастеров древних ремёсел – это только первое, что бросается в глаза. По сути, День колоний представляет собой не что иное, как современный интерактивный воркшоп с лекциями, семинарами и мастер-классами, посвящённый культуре прошлого и стилистически выглядящий пришедшим из тех же времён. Мероприятие воистину уникальное, которое на следующий день сменяет событие не менее аутентичное.

Karnaval chjornyh i belyh v Kolumbii 5

День карнавальчика. Несложно догадаться из названия, что это карнавал, где участниками выступают дети. А вот то, что он далеко вышел за пределы умилительной имитационной формы, заметно не сразу. Carnavalito исполняет роль своеобразной инициации подрастающего поколения Сан-Хуан-де-Пасто и окрестностей, которому суждено нести знамя карнавала в не таком уж и отдалённом будущем. Это настоящая смена поколений в обучающем игровом формате. Дети прямо в процессе учатся ремёслам, народным и уличным искусствам, развиваются вместе со своим карнавальчиком, дабы в год совершеннолетия перейти во «взрослую лигу», торжественно приняв участие в главном параде. Но от Carnavalito до него ещё далеко не только подрастающему поколению, но и зрителям карнавала. Сперва придётся насладиться Песнью Земли – ночным концертом музыки Анд, проходящим на главном городском стадионе.

Karnaval chjornyh i belyh v Kolumbii 6

А утром следующего дня город встречает приезд семьи Кастанеда. Никто наверняка не знает, что это за семья, но весь город без исключения встречает её радостными возгласами «¡Viva la Famila Castaneda!» (Да здравствует семья Кастанеда!). Точно известно одно: это семья чудиков, везущая с собой полевую кухню (а иногда – парикмахерскую или даже туалет). В Сан-Хуан-де-Пасто традиционно приезжают колоритный глава семейства с супругой, броско одетая голосящая бабушка, ряженные в подвенечные платья дочери и беспрерывно проказничающие шаловливые детишки. Одни считают, что их прототипом послужило реально существовавшее семейство паломников с востока страны, другие предполагают, что это карикатура на семью одного из глав города из далёкого прошлого. Как бы то ни было, прибытие семьи Кастанеда – важная и поразительно весёлая часть карнавала, которой уделяется весь день.

Karnaval chjornyh i belyh v Kolumbii 7

На следующий день определить среди местных жителей Кастанеду не получится. Потому что в День Негрос все становятся чёрными как зола, а на следующий День Бланкос – белыми как снег. По форме и то, и то – красивейшие многокилометровые костюмированные шествия по улицам города с парадом нарядно украшенных повозок, песнями, плясками и непрерывным потоком музыки. Во главе каждого из них шествует Королева Дня, приглашающая присоединиться к праздничной процессии каждого встречного, обмазывая его лицо чёрной или белой косметической краской. В эти дни расовые различия просто стираются: в День Негрос все становятся чернокожими и скандируют «Да здравствуют черные!», в День Бланкос – белыми и кричат «Да здравствуют белые!» Вот это – настоящий праздник толерантности.

Karnaval chjornyh i belyh v Kolumbii 8

Собственно, этот мультикультурный посыл фестиваля и отражён в его названии, отсылающем к моменту его появления на свет. Кстати, появился карнавал вовсе не на просторах Сан-Хуан-де-Пасто, а несколько севернее, в городе Попаян, в результате восстаний чернокожих рабов начала семнадцатого века. Их требованием была не свобода, но один единственный день в году, когда они могли бы вести себя как свободные люди. И такой день, пришедшийся на пятое число января, был дан невольникам испанской короной. Этот день чернокожее меньшинство праздновало карнавалом на улицах города под бой барабанов конга, а вместе с ним с удовольствием отплясывали представители и белого большинства, и коренных народов Анд и Амазонии. За десяток лет праздник переместился на юг, в Сан-Хуан-де-Пасто, где и остаётся по сегодняшний день.

Karnaval chjornyh i belyh v Kolumbii 9

И не просто остаётся, но и постоянно развивается, обогащается и расширяется, как трудами организаторов из народа, так и усилиями местных властей. И эта динамика, превратившая народный праздник в торжество культуры, аккуратно вплетённое в городское пространство, обеспечила Карнавалу чёрных и белых не только наречение культурным достоянием нации в Колумбии, но и внесение в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня карнавал в Сан-Хуан-де-Пасто – марафон традиционной и современной городской культуры, скрещенный с безмятежной атмосферой радости.

Karnaval chjornyh i belyh v Kolumbii 10

Марафон, летящий к финишу спринтерским рывком. День Бланкос плавно перетекает в Великий парад. На улицах появляются лучшие костюмы и лучшие праздничные платформы, как на ручной, так и на машинной тяге, которые жители города старательно делали прямо с окончания прошлогоднего карнавала. Сразу за вручением денежных призов лучшим конструкторам начинается настоящий праздник живота, ведь познать культуру народов Анд и Амазонии, белых и чёрных переселенцев, не отведав их коронные традиционные блюда, было бы просто невозможно. Провожая Карнавал чёрных и белых, все кричат «Viva Pasto Carajo!», что мы вам не переведём, потому что выражение малость нецензурное. Но полностью отражающее степень положительных впечатлений от праздничного марафона.

Karnaval chjornyh i belyh v Kolumbii 11

Автор: Вячеслав Горовец Перейти к статьям автора

Чтобы оставлять комментарии пользователь должен быть авторизован  
Ни одного комментария не было добавлено