Азия

Как устроена японская чайная церемония

25 марта 2014   Автор: Вячеслав Горовец Перейти к статьям автора

Сегодня мы расскажем о том, что для Страны восходящего Солнца не менее важно, чем цветущая сакура и рассвет на вершине Фудзиямы, – о каноничной японской чайной церемонии, в которой чаепитие слилось с искусством медитации.

japonskaja chajnaja ceremonija Фото: James Willamor, flickr

Первое, что нужно знать о настоящей японской чайной церемонии – это то, что существует полдюжины настоящих японских чайных церемоний. Первые пять прочно привязаны к времени суток, причём так, что учитывают любой распорядок дня и подходят как для тех, кто любит укладываться спать рано, так и для тех, кто предпочитает отправляться ко сну, когда другие люди просыпаются. Последним можно начать с утренней чайной церемонии, которую полагается проводить около шести часов утра – идеальное время для чаепития в летний зной, во время которого можно и подкрепиться на день грядущий. За утренней в распорядке суток следует послеобеденная, проходящая через час после полудня. Затем, как несложно догадаться, идёт церемония вечерняя, ориентировочное время для которой – шесть часов вечера. Самая таинственная, как и период суток, в который она проходит, – ночная церемония (с полуночи и до четырёх часов утра, зачастую, все эти четыре часа). В идеале она должна проходить под светом Луны и мерцающих на небе звёзд, но если не благоволит погода, то зажигаются бумажные фонарики. Для ночной церемонии не только натирают свежий чай, но и заваривают его особенно крепко. Последнее вполне может не дать заснуть прямо до предрассветного традиционного чаепития, для которого неплохо свериться со временем восхода Солнца, чтобы застать рассвет за чашечкой горячего бодрящего напитка. Последняя, шестая традиционная церемония, именуемая риндзитяною, устраивается только по важным и праздничным событиям, например, перед харакири или к приходу друзей в гости. Но, поскольку на харакири сегодня моды нет, специальную церемонию можно проводить перед другими важными волнующими и нервирующими событиями – интервью с потенциальными работодателями или подачей налоговой декларации.

japonskaja chajnaja ceremonija 1Фото: Teruhiro Kataoka, flickr

Каноничная, самая настоящая японская чайная церемония проводится в специальном чайном домике (тясицу), к которому ведёт специальная чайная тропинка (родзи) через специальный огороженный чайный сад (тянива). Всё это способствует отрешению участников чаепития от повседневности, планомерному переходу в мир спокойного сосредоточения, в настроение медитации. Родзи выложена камнями, которые симулируют природную тропинку, с каждым шагом по которой участник церемонии должен выбрасывать из головы свои заботы и проблемы. Тянива занимает небольшую территорию, находящуюся в натуральной тени, ничего броского и бросающегося в глаза, природная асимметричность в высаженных растениях и выложенных камнях. В ходе церемонии гости несколько раз будут выходить в сад, и ничто в нём не должно отвлекать их внимание, не должно выводить из состояния умиротворённой отрешённости и сосредоточенности на церемониале чаепития. По тому же принципу устроен и тясицу – апогей восточного минимализма с низким входом, низкий поклон для преодоления которого должен окончательно удалить из головы любителя чая всё, что может его отвлечь. Увы и ах, но сегодня, даже в Стране восходящего Солнца чайные церемонии большей частью проводятся вне каноничного помещения – японцев много, островов у них мало, чайные сады разбивать просто негде. С другой стороны, это делает чаепитие по-японски более доступным. Для него подойдёт обычная чистая кухня с антуражем, в котором ничего не бросается в глаза.

japonskaja chajnaja ceremonija 2Фото: Preconscious Eye, flickr

В глаза должны бросаться только лишь чайные принадлежности и содержимое специальной ниши (токонома). В последнюю хозяин и по совместительству мастер церемонии выставляет зажжённую курильницу с благовониями, икебану и свиток с фразой, отражающей настроение хозяина вечера или задающей идею самой церемонии. Посуда для чаепития – важнейшая его составляющая. Всё должно быть как можно более просто – никакого китча, всё предметы подобраны по цвету, ничто не выбивается из их ряда, не отвлекает гостей. Утварь проста – чайник для воды, деревянная коробка с зелёным порошково-кремовым чаем маття, большая чаша для общего чаепития и маленькие для каждого из участников, специальный бамбуковый венчик и мерная ложечка. Всё это – не просто принадлежности, при помощи которых заваривается и выпивается чай, а полноправные участники церемонии, играющие в ней далеко не последнюю роль, но об этом чуть позже. А пока гости умываются – обряд омовения обязателен, перед чаепитием обязательно следует помыть руки и сполоснуть лицо, смахнуть чистой водой те заботы, тревоги и волнения, которые ещё могут остаться в голове. Их все лучше оставить с обувью у входа в тясицу (ну или просто комнату, где проходит церемония) – чай пить следует с чистым, разгруженным сознанием.

japonskaja chajnaja ceremonija 3Фото: fletcherjcm, flickr

К тому моменту, когда гости пересекают порог чайного домика, в очаге уже должен гореть огонь, на котором неторопливо закипает вода в чайнике (или, что более аутентично, котелке, к которому прилагается деревянный черпак). Пока участники церемонии ждут, им подаётся лёгкая закуска (кайсэки), состоящая их простых блюд, смысл которых не в том, чтобы наестся, а в том, чтобы избавиться от чувства голода, способного досаждать и отвлекать мысли от чаепития. Главное из этих блюд – небольшие красиво исполненные сладости, называемые омогаси, обязанность которых – дарить гостям не столько вкус, сколько эстетическое наслаждение своим видом. Утолив голод, но не забив живот, самое время переходить к завариванию чая – вода начинает закипать. Весь процесс происходит в полнейшей тишине, в гробовом молчании, благодаря чему участники церемонии могут сконцентрироваться на её звучании – на потрескивании огня, на бурлении кипящей воды, на шорохах процесса приготовления чая. Эти звуки должны расслаблять, дарить лёгкость и спокойную отрешённость, тишина позволяет мастеру полностью сконцентрироваться на своих действиях, а гостям – на действиях мастера. Они просты и этим интересны. Хозяин лёгкими движениями почти символично протирает посуду, открывает шкатулку с чаем, насыпает несколько мерных ложечек в большую керамическую чашу. Затем добавляет в неё немного кипятка и начинает старательно размешивать содержимое бамбуковым венчиком до образования однородной зелёной массы с красивой пеной.

japonskaja chajnaja ceremonija 4Фото: groovysuvi, flickr

После появления пены в кашицу доливается горячая вода, что придаёт "полуфабрикату" нужную консистенцию напитка. Чаша с поклоном передаётся старшему из гостей, который предварительной кладёт на левую ладонь специальный шёлковый платок (фукуса), принимает посуду второй рукой и перемещает её на ладонь, укрытую защищающей от жара чая тканью. Гость неторопливо делает глоток, наслаждаясь вкусом и ароматом напитка. После одного глотка край чаши, которого касались его губы, он обтирает салфеткой и передаёт (конечно же, с поклоном) напиток следующему гостю. Таким образом чай обходит всю компанию, объединяя людей, пивших из одной посуды. Последняя, уже будучи опустошённой, вновь передаётся по кругу – гости имеют возможность осмотреть чашу, полюбоваться её простой красотой. В это время мастер чаепития готовит новую порцию чая, и ещё одну, и ещё – то есть, уже для каждого гостя отдельно и в отдельной посуде. Эта порция будет не такой крепкой, как общая, и за ней собравшиеся уже могут предаться беседе. Разговор почёркнуто простой – никаких насущных дел и волнений, обсуждается главным образом посуда, её нехитрое изящество, говорится о вещах, выставленных в токономе, словом, эдакий пустой, но успокаивающий трёп, милая болтовня в состоянии полного покоя.

japonskaja chajnaja ceremonija 5Фото: Yamanaka Tamaki, flickr

Завершает церемонию тот, кто её и проводил, – просто встаёт, приносит свои извинения и покидает помещение. Гости ещё некоторое время остаются, любуются посудой, немного продолжают беседу, затем выходят следом за хозяином. Тому ещё придётся сюда вернуться – убрать утварь, навести порядок, что логичным образом окончательно завершит церемониал и подготовит чайный домик к следующему чаепитию. Которое, возможно, будет слегка отличаться от описанного самого каноничного риндзитяною или длящейся часами ночной церемонии. Например, утренняя церемония длится не столь долго, жертвуя разговорами, ведь людям скоро уходить на работу. Дневная проходит ещё быстрее, а на столе присутствуют только омогаси – закуски недавно пообедавшим и готовящимся продолжить день участникам ни к чему. Зачастую церемонию хозяин проводит и сам для себя. Но всё равно она сохраняет общий порядок действий до самых мелочей, даже, как кажется, слишком щепетильно.

japonskaja chajnaja ceremonija 6Фото: Roger Walch, flickr

Строгое до мелочей следование церемониалу истинно японского чаепития может на первый взгляд показаться чем-то излишне формальным, перегруженным лишними деталями, но это ощущение испарится, стоит только вспомнить историю ритуала. Он, как и сам чай, был завезён в Страну восходящего Солнца из Китая вместе с буддистскими монахами, употреблявшими напиток для медитаций. И чайная церемония сама по себе является духовной практикой, внимательность к действиям и порядку в них происходит от одного из краеугольных камней дзен-буддизма – полному участию в том, что делаешь. Чаепитие по-японски – это не просто приготовление напитка, а способ релаксации и приведения мыслей в порядок через череду простых движений и простых вещей. И стоит отдать должное традиционализму и тщательности, с которой к сохранению даже подобных бытовых вещей подходят жители Страны восходящего Солнца – та же Гун-Фу-Ча, чайная церемония в Поднебесной, с движением времени слишком упростилась, потеряв свою суть ритуала-медитации. Япония же ее сохранила и передаёт нам, требуя сохранять ритуал для сохранения его сути. Поэтому для проведения чайной церемонии столь желателен сад с цветущей природой. Поэтому, если церемония проводится с гостями, за чашечкой чая «в восточном стиле», разговоры проводятся только о простых вещах – никакого обсуждения насущных дел и забот. Поэтому и, не в пример европейской культуре быта, после окончания чаепития посуда не вымывается столь старательно, не затирается моющими средствами, а лишь ополаскивается кипятком – посуда для церемонии должна хранить на себе память всех-всех предыдущих чаепитий, хранить историю простых людей.

japonskaja chajnaja ceremonija 8Фото: Mathieu Thouvenin, flickr

Автор: Вячеслав Горовец Перейти к статьям автора

Чтобы оставлять комментарии пользователь должен быть авторизован  
Ни одного комментария не было добавлено