Европа

Шеб-и-Аруз: праздник гуманизма и любви в Турции

07 декабря 2012   Автор: Евгения Заяц Перейти к статьям автора

Конья — город–сокровищница анатолийской части Турции. Расположенный вдали от наезженных туристами троп, этот культурный центр бережно хранит старинные обряды, традиции, отголоски истории канувших в небытие государств.

Особенно тесно история Коньи связана с суфийскими братствами или орденами дервишей. Ежегодно в декабре в городе проходит Фестиваль Шеб-и-Аруз, или Фестиваль танцующих дервишей.

Во времена Османской империи Конья считалась святым городом для суфистов. Здесь писал свои рубаи математик Омар Хайям, здесь же жил, творил и проповедовал известнейший исламский гуманист Джалаледдин Руми. Именно в честь последнего с 10 по 17 декабря ежегодно кружат в священном танце монахи-суфисты, которых называют дервишами.

Чтобы увидеть танец дервишей — Сема — нужно отправиться в бывший дом, а ныне музей и мавзолей Мевляны в Конье. Это место свято для миллионов паломников со всего мира, сотни тысяч человек съезжаются в город в декабре. В Конье до сих пор существует старинный орден дервишей, которым запретили проповедовать, но не верить. Последователи шейха Джалаледдина Руми продолжают традиции, заложенные им самим в учении об исламе восемь веков назад.

Из истории

Будущий великий шейх суфизма родился в 1207 году в городе Балхе, который находился на территории нынешнего Афганистана. Его отец — Бахаэтдин Веледа — также был знаменит как религиозный и духовный лидер.

«Месневи»

После смерти Бахаэтдина ученики сгруппировались вокруг его сына Джалаледдина. Из-за монгольской агрессии семья Руми переехала на запад — в Анатолию, где в те времена процветало Сельджукское государство. Самый значительный вклад в культуру ислама Джалаледдин Руми внес именно во время своей жизни в Конье.

Философия Мевляна

Фестиваль танцующих дервишей — это не просто праздник или развлечение для туристов, а священный ритуал: почтение памяти шейха и в то же время молитва Аллаху. Джалаледдин был прозван своими учениками Мевляна, что означает «наш господин», а его философия стала примером истинной веры и духовности в исламе.

Мевляна проповедовал ислам как любовь к Аллаху, которая естественно перетекает в любовь к ближнему, а больше ничего не имеет значения. Руми одинаково тепло относился к людям разных вероисповеданий, разного достатка и социального статуса. Обретение любящей души приравнивалось в его учении к обретению Господа, великими ценностями считались терпимость, доброжелательность, отказ от алчности, порочных страстей. Джалаледдин Руми протестовал против рабства и угнетения, против расслоения общества, считая, что все люди в равной степени угодны Аллаху.

И эти идеи он проповедовал в 13 веке, ровно за семь столетий до принятия в Европе Всеобщей декларации прав человека.

Музей и мавзолей Мевляны

К смерти Мевляна относился как истинный философ: он считал ее днем «соединения с Аллахом» и называл «Шеб-и-Аруз», что похоже по значению на словосочетание «день свадьбы». Умер великий гуманист Джалаледдин Руми 17 декабря 1273 года. И день его смерти с тех пор отмечают как праздник Шеб-и-Аруз, встречая его танцем, приближающим к Аллаху. Похоронен Джалаледдин Руми в мемориальной усыпальнице своего дома, который также называют Мевляна.

Танец дервишей

Во время Шеб-и-Аруз в старинном здании Мевляны семь дней исполняется Сема — старинный ритуал, который был изобретен самим Руми. Ритуальный танец дервишей состоит из семи частей, каждая часть символизирует очередную ступень приближения к Господу. В общем смысле Сема символизирует смерть земного существа и возрождение его духовной ипостаси, очищения от бремени страстей, эгоизма, привязанности к материальным благам. Начиная танец, каждый из дервишей поднимает правую руку к небу, а левую опускает к земле, как бы соглашаясь с тем, что человек лишь посредник между Аллахом и землей и, как посредник, он бескорыстен.

Сема включает не только танец, но и исполнение музыки, чтение стихов и древних заклинаний. Голоса дервишей чудесным образом сливаются с мелодиями, а движения в танце все больше и больше напоминают разговор с Аллахом. Во время исполнения Семы многие дервиши впадают в экстаз, достигая слияния с Богом. Это состояние описывают как совершенную гармонию души, познавшую любовь. Даже стороннего наблюдателя атмосфера Семы не оставит равнодушным. Мистический смысл танца улавливается интуитивно, а красота движений дервишей, согласованность каждого жеста кажутся нереальными. Рваный темп танца и мелодии пробуждает в душе бурю чувств.

Как уверяют организаторы Фестиваля Шеб-и-Аруз, внимательному и чувствительному человеку во время Семы может открыться истина, и не столь важно, какова она будет и о какой вере в Боге идет речь.

Танец дервишей

В сентябре этого года, открывая зал исламской культуры в Лувре, президент Франции выразился вполне однозначно:

«Исламская цивилизация на самом деле гораздо старше, прогрессивнее и терпимее, чем те, кто представляет ее в сегодняшнем мире».

Эти слова можно отнести ко всему происходящему на Востоке сегодня. Мы привыкли видеть исламистов как агрессоров, а исламские народы считаем бедными и непросвещенными. То, насколько глубоко мы заблуждаемся в своих суждениях, легко понять, если удастся хотя бы единожды побывать в Конье и увидеть танец дервишей в парадном зале дома великого гуманиста и поэта Джалаледдина Руми.

Автор: Евгения Заяц Перейти к статьям автора

Чтобы оставлять комментарии пользователь должен быть авторизован  
Ни одного комментария не было добавлено