Северная Америка

Жуткий и захватывающий подводный музей в Канкуне

10 января 2015   Автор: Олег Смолеров Перейти к статьям автора

Скульптор и дайвер Джейсон де Кайрес Тейлор начал с небольшой экспозиции во имя сохранения коралловых рифов, а теперь планирует создать в Карибском море огромный подводный музей на 27 тысяч экспонатов.

Мексиканский город Канкун на берегу Карибского моря с 1970 года начал активно развиваться в туристическом направлении. Постепенно Канкун превратился не только в популярное место среди путешественников, но и в один из главных мировых центров для дайверов. Во-первых, здесь есть красивейшие карстовые пещеры с подводной видимостью до 100 метров и прямым выходом в море. Во-вторых, безумной красоты система подземных рек Сак Актун. В-третьих, в Канкуне жили древние индейские племена майя, и многие энтузиасты до сих пор верят, что среди бесчисленных коралловых рифов можно найти сокровища этой удивительной нации.

Такой наплыв людей не мог не отразиться на состоянии Мезоамериканского барьерного рифа, который является очень сложной природной системой с сильной зависимостью биологических видов друг от друга. Дайверы не только плавают среди коралловых рифов, но и норовят оторвать кусочек на память, а постоянное вмешательство людей в жизнедеятельность экосистемы может привести к необратимым последствиям и навсегда уничтожить эти красивейшие подводные пейзажи. Скульптор Джейсон де Кайрес Тейлор решил привлечь внимание к этой проблеме оригинальным способом — создать первый в мире подводный парк скульптур.

Главная цель автора — напомнить людям, насколько тесно они взаимодействуют с природой. Тейлор не только выпускник Колледжа искусств в Кэмбервелле, но инструктор по дайвингу, поэтому он прекрасно осознает масштабы проблемы. Власти Мексики, всерьез обеспокоенные ухудшением экологической ситуации на коралловых рифах полуострова Юкатан, поддержали благие намерения скульптора и поверили, что музей сможет оттянуть внимание туристов от рифов.

Разместить неподвижные каменные фигуры людей под водой кажется не самой удачной мыслью с эстетической стороны. На первый взгляд, музей ассоциируется с древними азиатскими гробницами и вполне может быть принят за кладбище ушедшей под воду цивилизации. В сумерках все это выглядит действительно жутковато, и, возможно, когда-нибудь археологи примут эту экспозицию за какое-нибудь захоронение.

Глобальный подводный проект Тейлора называется «Бесшумная эволюция», а первые 65 человеческих фигур были сделаны в натуральный рост с образов местных жителей и опущены на дно на мелководье залива Молинье близ острова Гренада. Тейлор работал с натуры, а местные согласились позировать мастеру. Через скульптуры Тейлор попытался передать физическую и социальную эволюцию человека от цивилизации Майя до современности.

Особый интерес представляют одиночные экспонаты. Тут задумался коллекционер потерянных надежд.

Здесь отдыхает одинокая садовница.

Куда-то спешит велосипедист

Вот кто-то мирно ужинает перед телевизором.

А тем временем монах присел помолиться.

Но самая впечатляющая, пожалуй, вот эта фигура мальчика.

Сейчас в подводном парке скульптора более 400 одиночных и групповых изваяний, а к 2025 году планируется закончить работы над вторым подводным музеем, который обещает быть гораздо более масштабным. По проекту, новый парк займет около 20 гектаров морского дна и вместит в себя 15 тысяч статуй и 12 тысяч погребальных урн в виде археологических находок. Столь масштабное сооружение точно нельзя будет обойти стороной.

Чтобы морская вода не разрушила скульптуры, а те не влияли на окружающую среду, Джейсон де Кайрес Тейлор использовал каркас из стальной проволоки и специальный экологически безопасный бетон, невосприимчивый к воздействию солей и других подводных веществ. В качестве дополнительных материалов использовался силикон и стекловолокно. Устойчивость скульптур на морском дне обеспечивается внушительными постаментами.

Скульптуры расположены на глубине от 2 до 10 метров. Часть из них можно увидеть без аквалангов, катаясь на специальных лодках с прозрачным дном. Чистота местной морской воды позволяет это. К самым глубоководным фигурам придется погружаться, но такие погружения доступны не только сертифицированным дайверам, но и новичкам.

Среди критиков есть мнение, что подводный парк скульптур — чисто экономический проект, но многие дайверы действительно переключились с Мезомериканского барьерного рифа на подводный парк. К тому же идея состоит еще и в том, чтобы с помощью большого количества скульптур искусственно создать новый риф для морских обитателей и кораллов. Фото ниже объяснят, как подводная статуя постепенно превращается в коралловый риф.

 
 

Так или иначе, Джейсон де Кайрес Тейлор достиг поставленной цели, причем велика вероятность, что с расширением музеев рифы полуострова Юкатан окончательно перестанут считаться главной местной достопримечательностью и тем самым будут спасены.

Автор: Олег Смолеров Перейти к статьям автора

Чтобы оставлять комментарии пользователь должен быть авторизован  
Ни одного комментария не было добавлено